Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+3°
Boom metrics
Общество2 ноября 2017 14:39

Под Ростовом-на-Дону ушел из жизни лауреат «Русского Букера» Владимир Маканин

Коллеги писателя вспоминают: Владимир Семенович не сразу пускал на короткую дистанцию, "никак" относился к критикам и даже сравнивают его с библейским Соломоном
Писатель Владимир Маканин в 2012 году.

Писатель Владимир Маканин в 2012 году.

Фото: Аца КОШТЭ

В четверг, 2 ноября, на сельском кладбище поселка Красный Аксайского района Ростовской области похоронили писателя Владимира Маканина. Он ушел из жизни в своем доме. Ему было 80 лет. Газета «Комсомольская правда-Ростов» дозвонилась коллеге и земляку Владимира Семеновича ростовчанину и обладателю премии «Русский Букер» Денису Гуцко.

- Я был знаком с Владимиром Семеновичем не близко, но несколько раз мы с ним общались, - вспоминает Денис. - Это было на форуме молодых писателей, к которому пристало название «Липкинский»: долгое время он проходил в одноименном пансионате под Москвой. Владимир Маканин – вне всякого сомнения крупнейшая фигура в современной литературе. У него получалось докопаться очень глубоко. Вообще глубина творчества и глубина личности в случае с Маканиным совпадали на все сто – что бывает далеко не всегда, как бы это ни печалило ценителей литературы.

- О чем вы с ним разговаривали?

- Владимир Семенович был не из тех людей, которые сразу пускают на короткую дистанцию. Но не от закрытости – он как раз был очень открытым и дружелюбным человеком, лишенным и тени снобизма. А в силу выше упомянутой глубины. Он встречал тебя своим ироничным, несколько лукавым взглядом, как бы спрашивая: «С чем ты пришёл ко мне, дорогой мой человек?». Это располагало, но и задавало уровень. Сразу становилось понятно, что с поверхностным и мелким, с неким общим местом для затравки разговора тут делать нечего. Он, конечно, ответит, все так же дружелюбно – но будет совершенно очевидно, что разговор не завяжется, что «здесь не про это». А я тогда был зеленый начинающий автор, раскиданный, возбужденный, нервно осматривающийся в новом для себя литературном мире. Общались мы, собственно, о литературе. Сдержанные короткие беседы. Первое, что приходит на память – мы обсуждали литературную критику. Для новичка, который только что прочитал первые критические заметки о своих произведениях эта тема казалась чрезвычайно важной. Я делился своими впечатлениями о современных критиках и критике – на некоторые не то чтобы острые, но грубые высказывания я, признаюсь, болезненно тогда реагировал. Он слушал, кивал, улыбался. Я спросил: «А как у вас складывается? Как складываются отношения с критиками, как вы к этому относитесь?». Он ответил: «Никак». Помолчал – он умел держать паузы. Продолжил: «Когда я только начинал писать, мне это, наверное, очень бы помогло – дельные критические замечания, возможно, даже жесткие. А теперь, когда сам до всего дошел, мне это не нужно».

По словам Дениса Гуцко, Владимир Семенович был очень цельный человек, от которого исходила молчаливая, несколько вальяжная уверенность в себе и какое-то фундаментальное, редкое для нашего времени спокойствие, опиравшееся на эту уверенность.

- Знаете, рядом с ним вспоминалась та самая легенда о кольце библейского Соломона, - продолжает собеседник. - Постоянно вертелась в голове эта фраза о том, что все пройдет. Что-то было открыто человеку. Какое-то успокаивающее понимание. Понимание огромности этой жизни, её иронии и трагедии, приходящего, но обжигающе прекрасного нашего жития-бытия. Очень жаль. Восемьдесят лет, конечно – а всё-таки неожиданно. Владимир Семенович казался всегда таким крепким. Таким мощным стариком, который не по зубам времени. Но он ушел. Большой обаятельный человек, очень яркий писатель со своим стилем, с живым и одновременно взыскующим взглядом на современника. Очень жаль. Уверен, что лучшие его вещи останутся в русской литературе навсегда. Если русская литература сама по себе навсегда, без Владимира Семеновича, конечно, не обойдется.

НАША СПРАВКА

Российский и советский писатель Владимир Маканин был лауреатом литературных премий «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», а также Европейской премии по литературе. Читатели знают Маканина по таким произведениям, как «Антилидер», «Гражданин убегающий», «Кавказский пленный», «Прямая линия» и другие.

Последние несколько лет болел. В издательстве «ЭКСМО» добавили, что у писателя остались жена, две дочери, внуков, а также правнук и правнучка.